Памятка для учащихся 4 классов
КАК ПОМОЧЬ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПГК.Цель: Сформировать представление у педагогов о правильной подготовке учащихся к ПГК.ПГК - ответственная форма работы для учащихся, требующая от них собранности, внимательности и мобилизации своих знаний по максимуму. В это момент времени ребенок испытывает стресс и тревогу, которая может проявиться в растерянности ребенка; он может совершить много лишних движений или, наоборот, становится неподвижным (в крайнем случае).Что требуется от педагогов?В первую очередь, успокоиться самим и верить в своих детей, в успешность выполнения ими заданий. Во-вторых, не запугивать детей возможными неудачами, которые могут возникнуть в результате не сдачи ПГК, т.к. это не приведет к желаемому положительному результату. В-третьих, создать ситуацию успеха для учащихся, например, подбодрить их словами: «Чем лучше вы выполните это задание, тем больше плюс для тебя и тем больше вы порадуете своими успехами родителей и, конечно же, меня». Нужно просто постараться объяснить детям, что задание, которое они будут выполнять, очень важны как для вас (учителя), как для самих учащихся, так и для всей школы. Для младшего школьника взрослый человек является авторитетом, значимым человеком — он (учащийся) прислушивается к нему и старается ответственно выполнить все, что его попросят. Если учитель сам уверен в успехе, то и класс будет успешен. Не стоит повышать голос на ребенка, если у него вдруг что-то не получилось. Стоит его подбодрить словом, например, «Не переживай, в другой раз получится намного лучше». Владейте ситуацией.Если учитель сам не внушает детям чувство тревоги по средствам запугивания или ожидания неудач, то учащиеся будут успешными в выполнении любого задания.Практические рекомендации для родителей:         Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы. От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.          Хронические соматические заболевания, болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.          Индивидуальные особенности нервной системы. Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.          Переутомление и перегрузки. Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.         Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности.         Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности». На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.         К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.         Недостаточная мотивация выполнения деятельности. Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания. Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.         Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий. Может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.         И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия. Таким образом, повышение внимательности школьника напрямую связано с развитием его полноценной познавательной активности и интереса к интеллектуальной деятельности, развитием мотивационной сферы в целом, а также волевых качеств. Решение этих непростых воспитательных задач требует от родителей достаточного времени и немалых усилий. Как помочь детям подготовиться к экза­менам (Общие рекомендации)Ø     Не повышайте тревожность ребенка накануне ПГК - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенно­стей может эмоционально "сорваться"   Ø    Подбадривайте ребёнка, хвалите его за то, что он делает хорошо.Ø     Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребе­нок боится неудачи, тем более вероятности до­пущения ошибок.Ø     Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение со­стояние ребенка, связанное с переутомлением.Ø     Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен че­редовать занятия с отдыхомØ     Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.Ø     Обратите внимание на питание ребенка; во время интен­сивного умственного напряжения ему необходима питатель­ная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс ви­таминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга. По­могите ребёнку распределить темы подготовки по дням.Ø     Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить   смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и      таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как       это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках     и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.Ø     Подготовьте различные варианты тестовых заданий по пред­мету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий).  Большое значение  имеет тренаж ребенка именно по  тестированию, т.к. в этой форме проводится ПГК.Ø     Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучай­те ребенка ориентироваться во времени и уметь его распреде­лять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокой­ствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не но­сит часов, обязательно дайте ему часы  на ПГК.Ø     Накануне ПГК обеспечьте ребенку полноценный от­дых, он должен отдохнуть    и как следует выспаться.Ø      Посоветуйте ребёнку во время тестирования обратить внимание на следующее:        пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа за­дания в нем содержатся, это             поможет настроиться на работу;  внимательно прочитать вопрос до конца и понять его         смысл (характерная ошибка во время   тестирования - не дочитав до конца, по первым          словам уже предполагают ответ и торопятся  его вписать);Ø     если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы к нему вернуться;Ø     если не смог в течение отведённого  времени ответить на во­прос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный  вариант. Ребёнок должен усвоить, что один пропущенный ответ ведёт к несчитыванию компьютером всего бланка ответов, т.е. результат ответов будет отрицательный- «не усвоил». Поэтому, прежде чем сдавать бланк, необходимо убедиться, что нет пропущенных ответов.И помните: самое главное - это снизить напряжение и тревож­ность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. Для развития внимания         Развитие концентрации внимания. Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения. Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведении какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.          Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.          Тренировка распределения внимания. Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.          Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв. ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ     К   ПГКБудь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими бук­вами писать, как кодировать номер национальность, вариант). От того, на­сколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкри­кивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору про­ведения ПГК в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, не пропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарай­ся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя долж­ны существовать только текст заданий и часы, регламентирую­щие время выполнения теста. Торопись не спеша!Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечи­тай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энер­гия потом будет направлена на более трудные вопросы.Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непо­нятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся, такие вопро­сы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недо­брать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэто­му знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, ре­шенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание -это шанс набрать баллы.Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном -двух вариантах, а не на всех  четырёх (что гораздо труднее).Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами от­веты и заметить явные ошибки.Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количест­во решенных тобой заданий вполне может оказаться  доста­точным для хорошей оценки.Не забудь пробежать глазами бланк ответов, чтобы убедиться, что не осталось пропущенных ответов, т.к. тогда все твои ответы не будут учитываться: компьютер их просто не сможет считывать.УДАЧИ ТЕБЕ !!!Рекомендации для учеников— слушать учителя;— выделять главную мысль сообщения;— связно пересказывать содержание текста;— отвечать на вопросы к тексту;— ставить вопросы к тексту;— делать содержательные выводы на основе полученной информации;— письменно выражать свою мысль;— привлекать дополнительные источники информации, пользоваться справочной литературой (словарями, энциклопедиями и пр.);— адекватно оценивать результаты собственной работы.  Рекомендации для учителей.  Ø          Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к ПГК.  Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану.  Ø         Составьте график проведения тестовых заданий по пред­мету.  Большое значение  имеет тренаж ребенка именно по  тестированию, чтобы эта форма работы стала ему привычной.    Ø         Заведите тетрадь для коррекционной работы, в которой будете фиксировать темы, вызывающие затруднения у учащегося и требующие дальнейшей отработки. Ø         Введите поочерёдные д/з по составлению тестов для учеников самими учащимися. (Во время составления теста ребёнок изучает, прорабатывает и закрепляет материал)Ø         Использовать больше индивидуальных и дифференцированных заданий как классных, так и домашних, с учётом  степени подготовленности ребёнка по определённой теме.Ø         Можно использовать форму зачёта по изученной теме для выявления теоретических и практических знаний учащегося. 2.  Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучай­те ребенка ориентироваться во времени и уметь его распреде­лять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокой­ствие и снимет излишнюю тревожность.   3.   Приучайте учащихся при выполнении тестовых заданий следовать следующему плану работы: а)  пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа за­дания в нем содержатся, это      поможет настроиться на работу;б)    выполнить наиболее лёгкие задания, не вызывающие у учащегося затруднения (для набора количества баллов) в) если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы к нему вернуться;г) учить учащихся внимательно читать вопрос до конца, чтобы понять его   (характерная ошибка во время  тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже ученики предполагают ответ и  торопятся  его вписать);д)  приучать учащихся просмотреть весь бланк ответов, нет ли пропущенных вопросов.  Повышайте его уверенность в себе, так как чем больше ребе­нок боится неудачи, тем более вероятности до­пущения ошибок.