Значение домашнего задания в учебной деятельности школьника
Домашние задания играют огромную роль в развитии самостоятельных учебных умений школьника. Системная работа ученика дома приводит к тому, что процесс учения его не отягощает, он получает навыки поиска информации, учится выполнять работу качественно и в срок.

Функции домашнего задания:

• выравнивание знаний и умений ребенка, его навыков в том случае, если он долго болел и много пропустил или не усвоил какую-то довольно сложную тему.

• стимулирование познава¬тельного интереса учащихся, желания знать как можно больше по предмету или по теме.

• развитие самостоятельности ученика, его усидчивости и ответственности за выполняемое учебное задание.

Помощь родителей не формирует самостоятельность мышления, от¬ветственность за порученное дело и делает ленивым школьника.

Домашнее задание должно учить ребенка рассуждать, разговаривать, советоваться с самим собой, без наличия оппонента и учителя взвешивать все «за» и «против», решать конфликт между истиной и фактом.

Самое элементарное в домашнем задании - повторение пройденного учебного материала.

Назначение домашнего задания:

• воспитание волевых усилий ребенка, ответственности и самостоятельности;

• овладение навыками учебного труда, выраженное в различных способах учебной работы;

• формирование умения добывать необходимую информацию из различных справочников, пособий, словарей;

• формирование исследовательских умений ученика (сопоставле¬ние, сравнение, предположение, построение гипотезы и т. д.).

Выполнение домашнего задания учеником будет результативным, когда:

• Ученик будет владеть алгоритмом действий при выполнении домашнего задания;

• Домашнее задание будет учитывать возрастные особенности и интересы учащихся, индивидуальные качества личности ученика;

• Вместе с домашним заданием будут четко определяться сроки его исполнения;

• Выполнение домашнего задания будет оценено по достоинству и в срок.

Советы родителям:

• Не превращайте выполнение ребенком домашних заданий в орудие пыток;

• Поощряйте своего ребенка за хорошо выполненное домашнее задание, хвалите его, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой;

• Помогайте ребенку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается;

• Формируйте у ребенка культуру умственного труда, интересуйтесь, какую дополнительную литературу можно использовать для качественного выполнения домашних заданий;

• Консультируйтесь с учителями-предметниками, если видите, что ваш ребенок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

• Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте терпимость и уважение к личности своего ребенка.

• Не сравнивайте его умения с умениями других детей.

• Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.

• Создайте условия для успешного выполнения ребенком домашнего задания.

• Не пытайтесь выполнять за ребенка домашнее задание, это сослужит ему плохую службу.

• Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных заданий, формулировки вопросов.

• Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.

• Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.

• Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.

• Не отмахивайтесь от вопросов ребенка. Этим вы усугубляете пробле¬мы, связанные с подготовкой домашних заданий.

Памятка «Как готовить домашние задания»:

1. Активно работать на уроке: внимательно слушать и отвечать на вопросы.

2. Если что-то непонятно, не стесняться задать вопрос.

3. Внимательно и подробно записывать задания по каждому предмету.

4. Учиться пользоваться справочниками и словарями, чтобы уметь выяснять значение незнакомых слов и выражений.

5. Научиться находить интересующую нужную информацию с по¬мощью компьютера.

6. Трудный материал урока надо повторить в тот же день, чтобы сразу закрепить его и запомнить.

7. Выполняя домашнее задание, надо не просто думать, что надо сделать, а еще и решать, с помощью каких средств и приемов этого можно добиться.

8. Не стесняться обращаться за помощью к взрослым и одноклассникам.

9. Перед выполнением домашней работы нужно убедиться, что в дневнике записаны все задания.

10. Нужно решить, в какой последовательности лучше выполнять задания и сколько времени понадобится на каждое из них.

11. На письменном столе должно лежать только то, что необходимо для выполнения одного задания. После его завершения со стола убираются уже использованные материалы, и кладутся те учебные принадлежности, которые необходимы для выполнения задания по следующему предмету.

12. В процессе приготовления домашнего задания необходимо де¬лать перерывы.

13. Изучая заданный материал, сначала надо его понять, а уже потом запомнить.

14. Перед выполнением письменной работы необходимо выучить все правила, которые тебе могут пригодиться.

15. Читая учебник, надо задавать себе вопросы по тексту.

16. Узнавая новые понятия и явления, надо связывать их по смыслу с уже известными ранее.

17. Большое задание необходимо разбивать на части и работать над каждой из них в отдельности.

18. Готовиться к сочинениям и докладам надо заранее, равномерно распределяя нагрузку, а не оставлять такую ответственную работу на последний день.

19. Необходимо уметь пользоваться картами и схемами и использовать их при подготовке устных уроков.

20. Надо составлять план устного ответа и проверять себя.

Метод ключевых слов, помогает при изучении большого по объему текста.

1 - просмотри текст (бегло);

2 - придумай к нему вопросы;

З - пометь карандашом самые важные места;

4 - перескажи текст (используя ключевые слова);

5 - просмотри текст повторно.