Как научить ребенка быть ответственным за свои поступки?
Родителям необходимо с раннего детства прививать жизненно важные навыки, научить быть уверенными в себе и принимать решения. А все это начинается с психологического климата в семье и любви, которую дети чувствуют с рождения.

Именно дома ребенок получает первые азы: учится ходить, говорить, есть, убирать свои игрушки, бережно относиться к своим вещам, быть внимательным к родителям и близким. Придя в школу, ребенок уже имеет определенные навыки: слушать, выполнять поручения, вести себя, отвечать, реагировать на замечания. Учителю не представляет труда с первых дней определить, какие взаимоотношения, уклад жизни, требования существуют в той или иной семье. Если в доме царит порядок, выработан определенный режим, существуют обязанности у каждого члена семьи, то у ребенка всегда будут выполнены уроки, книги обложены, принадлежности аккуратны и в порядке. Он знает, что на уроке он должен слушать и работать. За это он получит положительную оценку.

Придя домой, ребенок делится с родителями своими успехами или неудачей. При этом, родители не ограничиваются словом «Молодец», а интересуются, как он добился успеха, что больше всего понравилось учителю (или не смог ответить на вопрос), т.е. ребенок понимает: родителей интересует не только результат его труда, Нои как его добился.

Если в семье не налажена организованная жизнь, нет определенных традиций, привычек, есть место конфликтам, у каждого родителя свои требования друг к другу, ребенку, и они не выполняются, то, что можно ожидать от ребенка в школе? Ведь он не приучен заниматься полезным делом, выполнять обязанности по дому; у него не вырабатывается чувство ответственности, умение вести здоровый образ жизни и, наконец, общаться на доброжелательной ноте. Он не знает, что где лежит, часто в школу приходит без учебника, тетради или дневника. Такие дети предоставлены сами себе и легко попадают в группу риска. Навыки, выработанные в семье – основа будущей бытовой, моральной, психологической жизни ребенка.

Ответственное поведение - поведение, при котором ребёнок берет на себя (лично) конкретные обязательства и исполняет их надлежащим образом.

Ответственное поведение предполагает:

• Осознанное и неукоснительное исполнение взятых на себя обязательств.

• Разумное соблюдение принятых моральных и правовых норм.

• Готовность держать отчет перед собой и другими людьми за свои действия и поступки.

Избегание ответственности - нежелание связывать себя с делами и обстоятельствами, налагающими на ребёнка ответственность. Избегание ответственности может происходить разными путями и в разных формах. Например,

• Спихнуть, перекинуть ответственность на кого-то другого,

• Понадеяться на авось - а если не получиться, то просто попереживать,

• Растеряться - и вроде как не с кого даже спросить,

• Обидеться - и отказаться от дела и т.д.

Уважаемые родители посмотрите на себя со следующих позиций:

• Общение дома. Обращаясь к ребенку часто можно слышать назидательный или приказной тон. Не надо забывать, что в будущем ребенок будет отвечать той же монетой. Мы сами навязываем такую манеру общения. Пусть чаще звучит просьба, сопровождаемая словом «Пожалуйста». Наблюдая за общением детей между собой в школе, нетрудно понять откуда берутся некоторые назидательные нотки в разговоре между мальчиками и девочками. Мальчик подражает отцу, девочка – маме.

• Организация домашнего быта. У каждого члена семьи есть свои обязанности. Не исключение и дети. Помыть полы, посуду, прибраться в доме, напоить скотину, сходить в магазин, забрать братишку или сестренку из детского сада. Такие несложные задания должны выполняться регулярно и самостоятельно, а не по окрику родителей. Это приучает к ответственности, к умению выполнять пусть не приятную, но нужную для Дома, беседуя с детьми о школе, слушая жалобы ребенка, не поддавайтесь соблазну осудить учителя вслух. Вы нанесёте вред не только учебной деятельности ребенка, но и процессу воспитания. Постарайтесь выслушать, извлекая информацию о причинах и следствиях поступка или слов учителя. Если вы считаете, беспричинно нанесен моральный ущерб, то потрудитесь выслушать и вторую сторону - учителя. Ведь очень часто субъективные выводы детей до ужаса бывают абсурдными. Если вы взвесите все «за» и «против» после посещений, то сможете сделать объективный вывод. Только после этого можете осуждать или оправдывать, корректировать или воспитывать.

• Научите вашего ребенка критично подходить к оценке своих поступков и слов («посмотри на себя со стороны»).

Памятка для родителя как научить ребёнка быть ответственным за свои поступки:

• У каждого ребенка должны быть обязанности по дому. Для начала постарайтесь выбрать для него дела попроще и полегче, а самое главное — такие, чтобы они приносили ему радость. Например, уход за домашним любимцем, растением. За хорошее выполнение работы нужно не только хвалить, но и показывать, как другим от этого хорошо. Ребенку будет приятно слышать: «Ты здорово помогаешь, я хотя бы лишние полчаса могу отдохнуть после работы или посвятить их нам с тобой!»

• Родителям необходимо пересмотреть свое Простые вещи, такие, как необходимость выключить свет в пустой комнате или вовремя встать утром, чтобы успеть на работу, имеют значение в процессе привития ребенку чувства ответственности. Это объясняется тем, что дети – прекрасные наблюдатели, и осознанно или нет, но они перенимают привычки своих родителей и взрослых из своего окружения.

• Позвольте ребенку испытать на себе последствия безответственности. Например, если он с неохотой берется за выполнение уроков, не помогайте ему и ничего не говорите. Позвольте ребенку понести наказание за то, что он не выполнил домашнюю работу. Вскоре ребенок поймет, что ему нужно работать самостоятельно, чтобы избежать головомойки в школе. Этот метод можно также применить к уборке его комнаты. Сделайте так, чтобы ребенок сам отвечал за свои ошибки, вместо того, чтобы прятать его за своей спиной, чтобы уберечь от последствий.

• Научите ребенка правильно распределять деньги

• Научитесь сами ставить перед ребенком конкретные цели и учить его достигать их.