Профориентационная работа в школе: цели, задачи, планирование
 Профессиональное самоопределение у старшеклассников

 Профессиональное самоопределение – это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и конкретной выбранной профессии;
Ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;
Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей жизни: личность постоянно рефлексирует, переосмысливает свои профессиональное бытие и самоутверждается в профессии   
Актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения и т.д;
Профессиональное самоопределение является важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, её потребности в самореализации.

 

Психологическая диагностика профессионального самоопределения учащихся


Дифференциально-диагностический опросник;
Опросник типа мышления;
Готовность учащихся к выбору профессии;
Карта интересов;
Профессиональные склонности;
Профессиональный тип личности;
Трудовой мотивационный профиль;
Тест интересов и склонностей;
Определение направленности личности

 

Проективная методика -  «Рука»
Возьмите большой лист, положите на него ладонь (левую или правую - не имеет значения), раздвиньте как можно шире пальцы и карандашом обведите руку. Обводить не только кисть, но и запястье.
Отметить центральные точки кончиков мизинца (Б) и большого пальца (А), соединить эти точки линией (БА).
Найдите центр среднего пальца (Г) и от этой точки опустите медиану (она должна проходить по центру пальца) до пересечения с первой линией.
Обозначьте точку пересечения этих линий буквой О. Теперь точку О соедините с центральными точками кончиков указательного(ОД) и безымянного (ОВ) пальцев.
На запястье найдите точки наибольшего изгиба (самое тонкое место), соедините их (ЕЖ), а концы этой линии соедините с точкой О.
Получилось семь отрезков: OA, ОД, ОГ, ОВ, ОБ, ОЕ, ОЖ. Теперь возьмите линейку и измерьте длину каждого из семи отрезков.

Интерпретация полученных данных
Если самый длинный OA, ты прирожденный правитель и стремишься всегда всеми руководить.
Твое место - у руля государственной власти. Правитель - это необязательно президент, депутат или директор крупного предприятия. Для такого человека главное, чтобы в его работе был простор для широкомасштабного мышления, полная самостоятельность, и хорошо бы, чтобы эта работа была связана с людьми. Неважно, будет ли он руководить, организовывать или агитировать. Важно, чтобы он стоял хотя бы на ступеньку выше тех, кто его окружает.
Если самым длинным на рисунке получился отрезок ОД, значит, ты по натуре воин. Твоя стихия - сражения. Хорошая реакция, готовность кинуться в битву - замечательные качества - там, где они уместны. Если воин работает сфере услуг, срывы в работе будут его постоянными спутниками. Воин идет к цели напролом и распугивает клиентов своим боевым задором. Вывод прост: родился воином - выбери себе соответствующую специальность: армия, органы правопорядка, охрана.
Самым длинным оказался отрезок ОГ? Значит, ты духовный деятель! Чем бы ты ни занимался, духовность будет играть в твоей жизни первостепенную роль. Это не значит, что тебе прямая дорога в монастырь. Но твоя работа должна быть связана с духовным лидерством, а такие материальные вещи, как коммерция или монотонный физический труд, просто противопоказаны!
Обрати внимание на отрезок ОВ. Он у тебя самый длинный? Значит, тебе подходит профессия артиста. Если ты все же выберешь область духовную или путь воина, то тебя ждет не только полное разочарование и крах всех честолюбивых замыслов, но еще и нескончаемые болезни, и удрученное состояние духа.
Самый длинный отрезок на твоей руке от точки О до точки Б? Тогда ты - врач. Не просто врач, а врач по призванию. Горячее сердце, холодный ум и твердая рука - это о тебе. Не стоит стремиться к лидерству, не стоит становиться воином. Выбор этих профессий будет связан для тебя с постоянной печалью и чувством неудовлетворенности. Для тебя важно помогать людям здесь и сейчас - путем операции или другого лечения. Тебе нужно заниматься оздоровлением конкретного человека, а не абстрактной экономики.
Теперь обрати внимание на отрезок ОЕ. Если этот отрезок на твоей руке самый длинный, ты - купец. Твоя стезя - жизнь материальная. Ты можешь быть прекрасным коммерсантом, предпринимателем, банкиром, агентом, финансистом. Чем длиннее отрезок, тем больше у тебя способностей, и тем значительнее будет твой успех. А вот настоящим правителем тебе не стать! И в духовные деятели тебе лучше не идти, как и в артисты. Как материалиста, тебя будет раздражать пустая трата времени и мысль об упущенных финансовых возможностях.
Если на твоей руке самый длинный отрезок ОЖ, ты относишься к хранителям, из тебя выйдет замечательный чиновник или ученый. Выбирай работу на любой вкус. Тебе не станет плохо от ежедневной рутины, потому что ты знаешь, во имя чего это нужно. Ты можешь посвятить свою жизнь борьбе с невежеством или сохранению заведенного порядка вещей.
   

М.С.Низамиева, школьный психолог

 

Профориентационная работа в школе (методические рекомендации)
КартинкаЦели и задачи профориентационной работы.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность.
В связи с этим огромное внимание необходимо уделять проведению целенаправленной профориентационной работы среди молодежи и школьников, которая должна опираться на глубокое знание всей системы основных факторов, определяющих формирование профессиональных намерений личности и пути ее реализации.
Профориентация - это научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодёжи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства. Она реализуется через учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
Это направление должно прослеживаться в плане каждого классного руководителя – раздел профориентация.
Целями и задачами этой работы могут быть:
Цели
оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.
выработка у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи:
получение  данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет комплексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках элективных курсов и в воспитательной работе;
дополнительная поддержка некоторых групп школьников, у которых легко спрогнозировать сложности трудоустройства (это наши «трудные», дети из неблагополучных семей);
выработка гибкой системы кооперации старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями города.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе:
1-4 классы: формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в  том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
    5-7 классы: развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы: Обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы в школе
Классный руководитель: опираясь на концепцию, образовательную программу и план воспитательной работы школы:
составляет для конкретного класса (группы) план педагогической поддержки самоопределения учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность школьников;
организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конференции;
помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуществлять анализ собственных достижений, составлять собственный портфолио;
организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и средних профессиональных учебных заведениях;
организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия;
оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования, учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к профильному и профессиональному самоопределению;
организует встречи учащихся с выпускниками школы — студентами вузов, средних профессиональных учебных заведений.
Учителя-предметники:
способствуют развитию познавательного интереса, творческой направленности личности школьников, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.:
обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
проводят наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся;
адаптируют учебные программы в зависимости от профиля класса, особенностей учащихся.
Библиотекарь: 
регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;
изучает читальские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;
обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты, программы, описания профессий);
регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д)
Школьный психолог:
изучение профессиональных интересов и склонностей учащихся
осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;
проведение тренинговых занятий по профориентации учащихся;
проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбора;
осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;
способствуют формированию у школьников адекватной самооценки;
оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся;
создает базу данных по профдиагностике.
Направления и формы работы классного руководителя по профориентации.
Организационно-методическая деятельность
Работа с учащимися
Комплекс профориентационных услуг в виде профдиагностических мероприятий, занятий и тренингов по планированию карьеры;
Консультации по выбору профиля обучения (инд., групп.).
Анкетирование
Организация и проведение экскурсий (в учебные заведения, на предприятия)
Встречи с представителями предприятий, учебных заведений.
Работа с родителями
проведение родительских собраний, (общешк., классн.);
лектории для родителей.
индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;
анкетирование родителей учащихся;
привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами;
помощь родителей в организации профессиональных проб старшеклассников на предприятиях;
помощь родителей в организации временного трудоустройства учащихся в каникулярное время;

    О.М. Камидулинова, заместитель директора по профильному обучению